ППСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Ключевые слова:
психосоматика, нарушения зрения, офтальмология, заболевания зрения, миопияАннотация
В статье рассматриваются основные концепции, связанные с возникновением психосоматических заболеваний органов зрения. Психосоматические явления в этой области еще недостаточно изучены, что может снижать эффективность профилактики и лечения. В работе уделяется внимание психоаналитическим, характерологически-ориентированным и психофизиологическим концепциям, а также теориям, связанным с особенностями развития человека. Подчеркивается важность психофизического баланса для предотвращения психосоматических расстройств и отмечается необходимость проведения более глубоких психологических исследований.
Актуальность темы обусловлена недостаточной изученностью проблемы психосоматических предпосылок заболеваний органов зрения, тогда как число людей с различными нарушениями зрения постепенно растет.
К настоящему времени не накоплен достаточный материал, позволяющий провести связь между психосоматическими факторами и заболеваниями зрения. Цель исследования – выявить основные психосоматические причины, приводящие к снижению зрения. Задачи состоят в обзоре научной литературы по этой теме и обобщении выводов.
В ходе исследования был проанализирован ряд отечественных и зарубежных научных работ, посвященных проблеме психосоматики и заболеваний органов зрения.
Сделан вывод, что причинами возникновения психосоматических нарушений могут быть как внешние факторы, так и внутренние эмоциональные состояния. Для предотвращения и лечения данных нарушений необходимо учитывать их механизмы и индивидуальные особенности пациента.
Сейчас, тем не менее, нет достаточного теоретического и практического материала, который бы помог выявить взаимосвязь между определенными психологическими проблемами и заболеваниями зрения. Таким образом, психосоматические факторы нарушения зрения требуют дальнейших исследований.
Библиографические ссылки
Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и применение. - М.: Прогресс-Культура, 2014. 336 с.
Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. 1995. №4. С. 54-62.
Афанасьева А.В. Медицинский психолог и психосоматический пациент. URL: https://www.b17.ru/article/21111/ .
Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления / В.А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. Тверь. 2001. №4. С. 43-52.
Бодров В.А. Психолого-физиологические механизмы развития функциональной напряженности, перенапряжения и переутомления / В.А. Бодров // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. Тверь. 2012. № 1. С. 12-19.
Волчегорский И.А. Использование русскоязычной версии опросника PHQ-9 для оценки аффективных нарушений у больных первичной открытоугольной глаукомой / И.А. Волчегорский, Е.В. Тур, О.В. Солянникова и др. // Уральский медицинский журнал. 2012. №1 (93). С. 50-57
Елисеев, Ю.Ю. Психосоматические заболевания (справочник) [Текст] / Ю.Ю. Елисеев. М.: АСТ, 2008. 608 с.
Исаев Р.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. Лекции. СПб.: изд-во ППМИ, 2014.
Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2005. 992 с.
Осипова И.В. Влияние психосоциального стресса на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин / И.В. Осипова, Н.В. Пырикова, О.Н. Антропова и др. // Кардиология. 2014. №3. С. 42-45.
Решетова П.С. Влияние стресса на снижение зрения / П.С. Решетова, П.А. Семёнов, И.И. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. Т.4. №3 (14). С. 78-82.
Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Материалы международной научно-практической конференции "Медицинская помощь при тяжелой термической травме (Уроки ашинской катастрофы 1989 года)". 2014. С. 105-108.
Фролова, Ю.Г. Концепции здоровья в психологической науке и практике. / Ю.Г. Фролова // Веснiк БДУ. Серыя 3. Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палиталогiя. Сацiялогiя. Эканомiка. Права. 2007. № 1. С. 71-76.
Шевченко Д.Д. Тревожность как фактор развития психосоматических симптомов // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. С. 326-335.
Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. №3 (17). С. 92-94.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. СПб.: "Питер", 2006. 256 с.
Arntz А., Ibañez С., Covarrubias Т. Unexplained ocular and visual symptoms: The need for a psychosomatic approach in Ophthalmology // Archivos de la Sociedad Española de Oftalmología (English Edition), Volume 94, Issue 12, December 2019, Pages 575-578
Mark JR, Kulinich AG, Scher LM, Mannis MJ. Vision loss and psychopathology. Pan Am J Ophthalmol 2021;3:7
WHO Global Data on Visual Impairment. URL: www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visual-impairment.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Руденко Татьяна Олеговна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.